Для ряда юридических лиц закон устанавливает обязанность раскрывать информацию об управлении МКД.
Если нарушить требования Стандарта раскрытия информации по управлению многоквартирным домом, возникнет административная ответственность.
Организации, раскрывающие информацию
Раскрывать информацию об управлении МКД обязаны (ч. 10 ст. 161 ЖК РФ):
- управляющие организации, которые управляют МКД на основании договора управления (далее – УО);
- ТСЖ, ЖК, ЖСК, которые управляют МКД без заключения с УО договора управления домом.
Кроме того, соблюдение требований к раскрытию информации – одно из лицензионных требований к УО (п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).
Обязанность по раскрытию информации возникает:
- для УО – не позднее 30 дней со дня заключения договора управления;
- для ТСЖ, ЖК, ЖСК – не позднее 30 дней со дня его государственной регистрации.
Это предусматривает пункт 9 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731(далее – Стандарт раскрытия).
Такая обязанность закреплена за УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК до 1 января 2018 года, а на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – до 1 июля 2019 года.
Однако если на территории субъекта РФ заключено соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ, то по истечении четырех месяцев после его вступления в силу УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК в таком субъекте не обязаны соблюдать Стандарт раскрытия. Это предусматривает часть 4 статьи 6 Закона от 21 июля 2014 г. № 263-ФЗ.
Ситуация: в какие сроки нужно вносить изменения в раскрытую информацию по Стандарту раскрытия
После того как изменились сведения об управлении МКД, в раскрытую информацию внесите изменения:
- на официальном сайте – в течение 7 рабочих дней; в официальных печатных изданиях – в течение 30 дней;
- на стендах – в течение 10 рабочих дней.
Такие сроки предусматривает пункт 16 Стандарта раскрытия информации по управлению многоквартирным домом.
Ситуация: обязана ли УО при непосредственном способе управления МКД раскрывать информацию
Нет, не обязана.
Раскрывать информацию должны УО, которые управляют МКД на основании договора управления, заключенного по статье 162 Жилищного кодекса РФ (п. 1 Стандарта раскрытия).
При непосредственном способе управления МКД собственники помещений заключают договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с соответствующими организациями (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ).
Состав информации для раскрытия
УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК обязаны раскрывать десять видов информации (п. 3 Стандарта раскрытия).
1. Общая информация об УО, товариществе или кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая:
- сведения о годовой бухгалтерской отчетности; бухгалтерский баланс и приложения к нему;
- информацию о доходах, полученных за оказание услуг по управлению МКД, и о понесенных расходах в связи с таким оказанием (по данным раздельного учета доходов и расходов).
Кроме того, к основным показателям финансово-хозяйственной деятельности товарищества или кооператива относятся:
- смета доходов и расходов;
- отчет о ее выполнении.
2. Перечень МКД, которыми управляет УО, товарищество или кооператив. В составе этих сведений необходимо указать:
- адрес и основания управления по каждому МКД;
- перечень МКД, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году – с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров;
- перечень МКД, где собственники помещений в предыдущем году решили прекратить управление МКД товариществом или кооперативом;
- перечень МКД, в которых члены кооператива в предыдущем году на их общем собрании приняли решение о преобразовании кооператива в товарищество.
3. Общая информация о МКД, в том числе:
- характеристики (адрес, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, которые входят в состав общего имущества в МКД, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер при его наличии, площадь земельного участка, если он входит в состав общего имущества в МКД, конструктивные и технические параметры);
- информация о системах инженерно-технического обеспечения, которые входят в состав общего имущества в МКД.
4. Информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и иных услугах, которые связаны с достижением целей управления домом. Такую информацию необходимо раскрыть отдельно по каждому МКД и по каждой выполняемой работе (услуге). Нужно указать наименования и годовую плановую стоимость работ (услуг). Как провести осмотр общего имущества в МКД и оформить результаты
5. Информация о коммунальных услугах, в том числе сведения: о поставщиках коммунальных ресурсов; об установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы; о нормативах потребления коммунальных услуг.
6. Информация об использовании каждого из объектов общего имущества в МКД.
7. Информация о капитальном ремонте общего имущества в МКД. Раскройте эти сведения, если:
- фонд капитального ремонта формируется на специальном счете УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК; УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК поручена организация проведения капитального ремонта этого дома;
- общее собрание собственников помещений в МКД приняло соответствующее решение о раскрытии информации.
8. Информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, результатах (решениях) таких собраний.
9. Отчет об исполнении УО договора управления или отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.
10. Информация о случаях привлечения УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, должностного лица указанных организаций к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД. К этой информации необходимо приложить:
- копии документов о применении мер административного воздействия,
- а также сведения о принятых мерах для устранения нарушений.
Административная ответственность за нарушение Стандарта раскрытия информации
Если УО нарушит требования Стандарта раскрытия информации по управлению многоквартирным домом, то такое правонарушение могут квалифицировать как управление МКД с нарушением лицензионных требований. Это повлечет санкции (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ):
- штраф от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет – для должностных лиц;
- штраф от 250 000 до 300 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет – для индивидуальных предпринимателей; штраф от 250 000 до 300 000 руб. – для юридических лиц.
В отношении ТСЖ, ЖК, ЖСК закон не предусматривает специальной административной ответственности за нераскрытие информации. Однако органы ГЖН по результатам проверки могут выписать предписание об устранении этих нарушений. Невыполнение предписания грозит (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ):
- для должностных лиц – штрафом от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацией на срок до трех лет;
- для юридических лиц – штрафом от 10 000 до 20 000 руб.
"Городское хозяйство и ЖКХ"