4. НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Основным документом, на федеральном уровне задающим направления изменения законодательства в теплоэнергетике, является Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. N 80-р). В частности она предусматривает, что будут определены на долгосрочный период регулирования, составляющий не менее трех лет, показатели надежности, качества и энергоэффективности организаций, осуществляющих теплоснабжение, и сформированы долгосрочные инвестиционные программы. В отношении всех организаций, осуществляющих теплоснабжение, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации, будут применяться долгосрочные тарифы.
В целях создания экономических стимулов для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения будут осуществлены меры, направленные на:
-
повышение уровня удовлетворенности потребителей тепловой энергии качеством и стоимостью товаров и услуг в сфере теплоснабжения, в том числе через совершенствование ценообразования и усиление ответственности теплоснабжающих организаций за обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей со встречным повышением ответственности потребителей тепловой энергии за выполнение договорных обязательств;
-
реализацию теплоснабжающими организациями мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и надежности энергопринимающих объектов потребителей тепловой энергии;
-
предотвращение прогрессирующего физического и морального износа основных производственных фондов в сфере теплоснабжения;
-
стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере теплоснабжения;
-
обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системами теплоснабжения;
-
стимулирование развития эффективных источников тепловой энергии и тепловых сетей (в том числе на основе местных возобновляемых источников энергии);
-
повышение управляемости систем теплоснабжения;
-
проработку предложений о переходе в сфере теплоснабжения к учету привлекаемых заемных средств исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
-
скорейшее внесение изменений, направленных на возможность нормативного закрепления размера гарантированной предпринимательской прибыли при расчете тарифов на тепловую энергию.
Важнейшими целями в сфере теплоснабжения являются:
-
модернизация тепловых сетей с переходом на независимые схемы теплоснабжения, со снижением температуры теплоносителя до 100 градусов Цельсия и ниже, а также с оптимизацией гидравлических режимов. При регулировании тарифов на транспортировку тепловой энергии планируется широкое применение методов сравнительного анализа, которые в долгосрочной перспективе позволят перейти к нормированию расходов на транспортировку тепловой энергии;
-
загрузка наиболее эффективных источников тепловой энергии и вывод из эксплуатации менее эффективных источников (в том числе на основании схем теплоснабжения).
На совещании в Правительстве РФ с вице-премьерами 6 октября 2014 года были определены ближайшие задачи по изменению экономической модели функционирования рынка теплоснабжения.
Речь идет о введении радикально новой модели работы рынка теплоснабжения. Переход от тарифного правила «Издержки плюс» к долгосрочным тарифам, позволяющим инвесторам окупать свои инвестиции с рыночной нормой прибыли. Установление стоимости производства тепловой энергии при использовании такого метода предполагается на уровне, не превышающем стоимости тепловой энергии, производимой современной и технологически эффективной котельной.
Новая модель рынка тепловой энергии (далее – модель) будет стимулировать развитие эффективных источников тепла с понятными источниками инвестиций и основываться на долгосрочном взаимодействии власти с ответственными инвесторами.
Первым этапом модели уже отменено регулирование цен на пар для потребителей на коллекторах источников тепловой энергии (кроме населения) с учётом особенностей для отдельных категорий потребителей.
Новая система ценообразования будет внедряться во всех системах централизованного теплоснабжения России.
В частности, проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении правил и порядка определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)…» предусмотрено:
-
определение предельного уровня цены на тепловую энергию из общей тепловой сети с использованием метода «альтернативной котельной» по правилам, утверждаемым Правительством РФ, с использованием формулы, включающей технико-экономические параметры «альтернативной котельной» с учётом региональных особенностей.
-
предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям рассчитывается и устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой системы теплоснабжения поселения, городского округа, отнесенного к ценовой зоне теплоснабжения.
-
либерализация цен для источников тепловой энергии, а также отмена ценового регулирования теплосетевых организаций с возможностью определения референтных расценок на услуги по передаче тепловой энергии;
-
отмена платы за подключение к централизованной системе теплоснабжения (за исключением случаев реализации крупных инвестиционных проектов, которые соответствуют критериям, определённым Правительством РФ).
Кроме этого к основным принципам модели относится повышение эффективности деятельности единой теплоснабжающей организации (ЕТО), расширение её функций и полномочий.
Предусмотрено усиление функций ЕТО как «единого окна» для потребителей тепловой энергии, в том числе по вопросам обеспечения надёжности и качества теплоснабжения перед каждым потребителем.
ЕТО наделяется ответственностью за оптимизацию загрузки тепловых мощностей, обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системой теплоснабжения (развитие системы теплоснабжения и её вывод на целевой уровень).
Вводятся обязанности ЕТО по разработке схемы теплоснабжения с учётом сохранения её статуса как документа, определяющего планы по развитию систем теплоснабжения.
Вводятся меры по стимулированию перехода ЕТО от владения объектами теплоснабжения на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления (МУП/ГУП) на иные виды владения объектами (право собственности, доля в уставном капитале и т.п.).
Усилится ответственность ЕТО за невыполнение или недобросовестное выполнение своих функций, в т.ч. вводятся экономические санкции за несоблюдение ЕТО своих функций.
Внедряются дополнительные механизмы контроля и предупреждения недобросовестного поведения ЕТО и иных субъектов теплоснабжения.
Предложена модель, которая в разных видах уже существует в тех странах, где есть централизованное теплоснабжение, прежде всего в странах северной Европы.
В каждой системе централизованного теплоснабжения определяется единая теплоснабжающая организация (ЕТО), как правило, самая большая организация в этой системе, которая отвечает за надёжность и качество теплоснабжения, которая полностью выстраивает все планы инвестиций, планы развития в этом секторе.
При этом устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию, который определяется не исходя из затрат или какой-то нормы прибыли, а исходя из цены альтернативной котельной, то есть альтернативного источника теплоснабжения. Если возможно найти другой источник – стоимость производимого тепла известна. А если невозможно найти другой источник, используется существующий, но тогда цена тепловой энергии от этого источника не должна быть выше этой альтернативы.
По мнению вице-премьера А.В. Дворковича, в 60% поселений уже сегодня тариф выше, чем эта альтернативная цена. Следовательно, возможно будет заморозить существующий тариф и не индексировать его в последующие годы в 60% поселений России. В остальных – тариф пока ниже, и там определённый рост тарифа продолжится. В большинстве случаев эта динамика будет в пределах инфляции или плюс один процент к инфляции, в ряде случаев – плюс 2-4 процента сверх инфляции.
В соответствии с проектом «Правил и порядка определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность):
1. В случае если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), рассчитанный впервые в соответствии с … «Правилами» …, ниже тарифа на тепловую энергию (мощность), действующего на дату окончания переходного периода, то предельный уровень цены утверждается органом регулирования равным такому тарифу. При этом орган регулирования ежегодно рассчитывает предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в соответствии с … «Правилами» …, и устанавливает его в качестве индикативного уровня.
2. Такое решение действует до окончания расчетного периода регулирования, в котором индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) станет равным тарифу на тепловую энергию (мощность), действующему на дату окончания переходного периода.
3. В случае если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), рассчитанный впервые в соответствии с …«Правилами» , выше тарифа на тепловую энергию (мощность), действующего на дату окончания переходного периода, то предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) устанавливается органом регулирования на основании графика поэтапного, равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) до уровня, определяемого в соответствии с … «Правилами»…, но не ниже тарифа, действовавшего на дату окончания переходного периода.
4. График поэтапного, равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, в виде ежегодного равномерного увеличения доли от предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), определяемого в соответствии с … «Правилами» …, в течение срока действия графика, начиная с первого года его действия.
5. График поэтапного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) однократно утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок не более 5 лет, а при наличии полученного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, согласования на срок не более 10 лет, и в последующем изменению не подлежит.
6. Ежегодно орган регулирования устанавливает предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) на очередной расчетный период регулирования посредством умножения доли, указанной в графике, на индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию, устанавливаемый на соответствующий расчетный период регулирования.
7. Порядок установления предельного уровня цены применяется до окончания расчетного периода регулирования, когда предельный уровень цены станет равным индикативному предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность), устанавливаемому на указанный период.
8. Вся территория страны, согласно законодательному проекту, будет разделена на восемь температурных зон, принадлежность к которой повлияет на определение расходов на строительство котельной и теплосетей. Самым дешевым признается строительство в таких регионах, как Дагестан, Чечня и Краснодарский край (-4% от среднего показателя). Дороже всего строительство котельных обойдется в Якутии (+37%).
В целом по стране реально выдержать те показатели, которые зафиксированы в прогнозе социально-экономического развития, то есть инфляция плюс один процент. При этом для инвесторов это – долгосрочное регулирование. Они заинтересованы в такой модели и начнут инвестировать прежде всего в крупных населённых пунктах, затем перейдут и на малые и средние города и районы.
Ожидается, что общий объём инвестиций до 2025 года составит около 2,5 трлн рублей. Причём по крупным городам, по крупным агломерациям это уже по сути имеющиеся планы и обязательства инвесторов в случае внедрения модели. Предельные сроки, которые устанавливаются для завершения процесса перехода к новой системе – 2020 год всех крупных городов (либо для тех, где есть ТЭЦ) и 2023 год – для всех остальных.
2 октября 2014 года распоряжением Правительства РФ N 1949-р был утвержден план мероприятий («Дорожная карта») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии».
В результате выполнения Дорожной карты будет сформирована институциональная среда, предусматривающая:
-
либерализацию отношений в сфере теплоснабжения, основанную на принципах конкуренции с альтернативными способами теплоснабжения потребителей тепловой энергии;
-
переход от прямого ценового регулирования к регулированию правил организации отношений в сфере теплоснабжения и государственному контролю за деятельностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
-
снижение административного регуляторного давления на бизнес с повышением ответственности бизнеса перед потребителями тепловой энергии.
Несмотря на то, что сроки подготовки Федеральных законов и подзаконных актов, установленных в Дорожной карте, нарушаются, несколько проектов документа уже готово.
Так, либерализация цены пара уже принята в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении".
Однако с учетом ограничений по росту платы за коммунальные услуги для населения на уровне и ожидаемой высокой инфляцией реализовать реформу теплоснабжения пока не удается.
Прорабатывается вариант пилотных проектов, когда регионы, заинтересованные в развитии собственного теплоснабжения, при желании смогут принимать тарифные решения, отличные от социально-экономического прогноза.
Пока регионы, которые получат возможность принимать решение о внедрении альтернативной котельной, не выбраны. По мнению Минэнерго России, их будет не менее десяти, и в 2016 году Госдума сможет принять закон, а в 2017 году будут начаты пилотные проекты.
Приложение 1
ПРИМЕРЫ Аварий на котельных в россии в период 2010-2016 гг.
(по информации из открытых источников)
3 октября 2010 года авария на теплотрассе произошла в Москве.
12 февраля 2011 года произошла авария на котельной в г. Няндома Архангельской области. С 12 по 14 февраля на центральной котельной г. Няндома произошел ряд аварийных отключений отопительных котлов. От котельной запитаны 53 жилых дома, а также социальные объекты: больница, техникум, 4 детских сада и 2 школы. Потребителями тепла котельной являются 6 700 человек.
31 января 2012 года на центральной котельной г. Сорска остановились циркуляционные насосы №1 и №3, вышли из строя подпиточные насосы, обеспечивающие циркуляцию воды в котлах.
25 февраля 2012 года в Санкт-Петербурге на Замшиной улице произошли два технологических нарушения в работе теплосети на расстоянии 700 метров друг от друга. В зоне нарушения теплоснабжения оказались 163 здания, из них 113 жилых.
8 ноября 2012 года на котельной в г. Новосибирск произошла авария. Около 11 000 человек, проживающих в военном городке «Гвардейский» в Пашино, остались без горячей воды и отопления.
20 февраля 2012 года в Кандалакше (Мурманская область) без тепла остались 163 жилых дома, 3 школы, 9 детских садов, коррекционная школа-интернат, 6 объектов дополнительного обучения и 3 поликлиники. В результате перепада напряжения произошло отключение насосов котельной №1 ООО «ТЭК» в г. Кандалакша.
20 января 2013 года произошла авария на котельной, г. Великий Новгород, ОПО теплоэнергетики.
02 апреля 2013 года авария на теплотрассе в г. Рыбинск оставила без тепла 19 домов.
5 января 2014 года из-за крупной Аварии на котельной в Усть-Куйге (Республика Саха) без тепла остались две улицы. Температура воздуха достигала минус 50 градусов.
15 января 2014 года в московском городском округе Троицк более 100 зданий, в том числе жилых домов и объектов социальной сферы, остались без тепла из-за утечки теплоносителя на городской котельной.
За день 20 января 2014 года в Чебоксарских тепловых сетях зафиксировано две аварии с прорывом труб в районе жилых домов.
28 января 2014 года авария на теплотрассе оставила без тепла целый район г. Тюмень. Кипяток вылился на проезжую часть, участок дороги был перекрыт для проезда транспорта. Подача тепла ограничена почти в 130 жилых многоквартирных домов, 8 детских садов, 2 школы, 16 прочих зданий.
28 ноября 2014 года в ЯНАО в поселке Газ-Сале (Тазовский район) произошло аварийное падение давления в теплосети. При температуре минус 40 градусов без отопления остались 26 объектов, включая жилые дома и социальные объекты.
11 июня 2014 года произошла авария на котельной в Североморске. Взрыв прогремел в первом районе 345 котельной «Североморских теплосетей». Причиной происшествия послужило ветхое оборудование.
9 ноября 2014 года произошла авария на котельной в п. Архара (Амурская область).
8 января 2015 года зафиксировано 3 прорыва магистральной теплосети, и остановка котельной «Южная». 3 человека госпитализированы. Без тепла остались несколько жилых домов и социальные объекты, включая школу-гимназию № 5, средние школы № 1, № 9, детскую школу искусств. Прорыв теплотрассы в период резкого перепада температуры произошел из-за падения давления в системе трубопроводов.
18 января 2015 года в связи с выходом из строя линий электропередач в г. Дудинка остановилась котельная. Со стороны г. Норильска случилась посадка напряжения ЛЭП 110 кВ.
2 февраля 2015 года в г. Торжок из-за обрушения верхней части трубы, диаметром 4 м и высотой 6 м произошла авария на котельной №4 (ул. Старицкая). Собственником котельной является ОАО «Пожтехника». Год постройки – 1982, изношенность 80%. От данной котельной осуществляется теплоснабжение 3-х одноэтажных многоквартирных жилых домов.
25 февраля 2015 года в Ростове из-за аварии на теплотрассе без тепла остались 6 000 человек. В зону отключения попали военный госпиталь, школа и детский сад, а также 36 многоквартирных жилых домов.
19 августа 2015 года авария на тепловой сети произошла в жилом массиве в Озёрах. Горячая вода временно отключена в домах 12, 12А, 13 микр. им. Маршала Катукова.
1 декабря 2015 года – авария на тепловых сетях г. Тамбов (бульвар Энтузиастов). Из-за случившегося улицу затянуло горячим «туманом». В результате тепловики была прекращена подача тепла и горячей воды в жилые дома на бульваре Энтузиастов.
За январь-февраль 2016 года произошёл рад крупный аварий на котельных и в тепловых сетях:
-
2 января из-за аварии на теплотрассе более 80 домов в Твери остались без отопления. Прорыв произошел на магистральном трубопроводе диаметром 600 мм;
-
2 января произошла авария на городской котельной в г. Щербинка. В результате гидроудара несколько труб с горячей водой вышли из строя;
-
5 января произошло падение держателя ЛЭП-119 110 кВ, ставшее причиной авария на котельной в городе Дудинка. Под отключение попал 131 жилой и 27 социально-значимый объект;
-
7 января из-за аварии на котельной в поселке Станционный Челябинской области без тепла остались более 1 500 человек. Под отключение попали 38 многоквартирных домов, две школы и два детских сада;
-
12 января в котельной деревни Чурилково городского округа Домодедово взорвался газовый баллон, 4 человека госпитализированы;
-
12 января возникла неисправность в системе теплоснабжения города Биробиджан. Отключены от теплоснабжения 49 жилых домов, в которых проживает около 5 200 человек. Также без отопления остались также 2 детских сада, Дом ребёнка и школа;
-
13 января в г. Тверь из-за аварии 19 000 человек остались без горячей воды и отопления. Причина – прорыв магистрального трубопровода, подающего тепло более чем в 60 многоквартирных домов, а также школы и детский сад;
-
15 января в Курске произошло повреждение на теплотрассе. В зону возможного нарушения теплоснабжения попало 14 многоквартирных жилых домов с населением около 5 700 человек;
-
16 января в Волосовском районе Ленинградской области из-за скачка электричества произошла утечка на котельной, в зоне отключения подачи тепла оказались около 10 000 человек;
-
16 января произошёл прорыв магистрали смоленской теплосетевой компании «Квадра». В зону прямого отключения от отопления попали 97 домов;
-
20 января авария на котельной «Центральная» в г. Черногорск (Хакасия) произошла из-за износа электрооборудования;
-
29 января прервана подача тепла из-за аварии в котельной поселка Тельмана. От теплоснабжения отключено 313 зданий, в том числе 233 жилых.
-
4 февраля из-за аварии на теплотрассе более 80 домов в Воронеже остались без отопления.
-
16 февраля из-за аварии на теплотрассе затопило нижние этажи торгового центра «Европейский» в г. Владивосток. В результате потоки горячей воды вытекли на поверхность через канализационные люки;
-
17 февраля в г. Мышкин 2 дома оказались без отопления из-за прорыва теплотрассы;
-
20 февраля произошла авария на котельной ООО «ТЭК» г. Кандалакши.
Литература
[1] http://chel.dk.ru/wiki/skhema-teplosnabzheniya-chelyabinska-2029
[2] http://fedpress.ru/news/conflict_map/socpolitical_conflicts/1429612976-konflikt-nedeli-novaya-skhema-teplosnabzheniya-krasnoyarska-postavila-pod-ug
[3] Отношение валовой прибыли к себестоимости производства
[4] EBITDA (сокр. от англ. Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) — аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов и налогов, и начисленной амортизации.
[5] http://www.rosteplo.ru/soc/blog/ohtpersonal/2049.html
[6] Источник: Росстат РФ, форма 2-П инвест
[7] http://www.gazeta.ru/business/2016/02/09/8065013.shtml
[8] http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=2845 на основе Гравеллье Ж. Значение концессионной модели для обновления городских систем теплоснабжения в России //Новости теплоснабжения.№04 (128). 2011.
[9] В цитируемом исследовании рассмотрено 5 типов населенных пунктов, различающихся численностью населения и, как следствие – объемами производства теплоэнергии и протяженностью систем теплоснабжения. Так, РФ4 – это пример системы теплоснабжения города 340 тыс. чел. с ежегодной выработкой тепловой энергии около 1,3 млн Гкал при присоединенной тепловой мощности 1000 Гкал/ч и 400 км эксплуатируемых теплосетей в двухтрубном исчислении, РФ1 – город с населением более 50 тыс. чел., РФ2 – 100 тыс. чел., РФ3 – 200 тыс. чел., РФ5 – город с населением более 1 млн. чел.
[10] включая все повреждения, ведущие к нарушению теплоснабжения в здании более чем на 8 ч, а также все неисправности, обнаруженные во время гидравлических испытаний
Портал по энергосбережению «Энергосовет»