Должного внимания перевозкам пассажиров городским транспортом в Чите власть не занималась уже лет тридцать: примерно тогда в последний раз сколько-нибудь грамотно просчитывался пассажиропоток. Что же касается самих маршрутов и схем дорожного движения, то они с середины 90-х годов прошлого века вообще никак не контролировались. Тогда это почему-то считалось нормальным: на рынок пришли частные перевозчики, со своим транспортом, именно они заняли нишу маршрутных такси, а значит, по умолчанию, были вправе назначать самим себе наиболее удобные и выгодные для себя маршруты. Власть в их коммерческие дела явно и радикально никак не вмешивалась. И зря: на сегодняшний момент уже нельзя скрыть, что для пассажиров такая самостоятельность крайне неудобна и вылилась в резкую критику властей. Причины нелицеприятных высказываний копились давно и лежат на поверхности: люди не могут уехать в отдалённые районы города, графики движения, если они и есть, не соблюдаются, водительская дисциплина, и, как следствие, безопасность на дорогах, были на крайне низком уровне. Трудно сказать, что подвигло городскую администрацию на срочное реагирование на сложившуюся ситуацию – недовольство горожан или приказы федерального правительства – но дело с мёртвой точки сдвинулось. Портал ЖКХ Забайкальского края счёл свои долгом выяснить, каким именно образом проходит реформирование схем перевозки пассажиров.
Информацией поделились специалисты действующего на тот момент – на конец марта текущего года – специалисты отдела транспорта и связи городского Комитета по развитию инфраструктуры города. Пояснения были таковы: администрация основательно начала работать над новыми схемами пассажирских перевозок с середины января 2016 года. Всю эту компанию в целом можно обозначить так - реализация положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в городском округе «Город Чита». Намеченные мероприятия по реорганизации были разбиты на три этапа. Этап первый, можно сказать, завершённый – разработка маршрутного реестра. Вот как его реализация выглядит по пунктам.
Постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 22.03.2016 года № 85 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории городского округа «Город Чита». Реестр разработан с учетом ст. 27 № 220-ФЗ, который включает в себя:
- регистрационный номер маршрута регулярных перевозок,
- порядковой номер маршрута регулярных перевозок,
- наименование маршрута регулярных перевозок (наименование начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены начальный остановочный и конечный остановочный пункт по данному маршруту),
- наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты,
- наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок,
- протяженность маршрута регулярных перевозок,
- порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок),
- вид регулярных перевозок,
- виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок,
- максимальное количество транспортных средств каждого класса,
- экологические характеристики транспортных средств, которые используются для перевозки по маршруту регулярных перевозок,
- наименование, местонахождение юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (в том числе участников договора простого товарищества), осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок,
- расписание для начального и конечного остановочного пункта муниципального маршрута регулярных перевозок, интервал движения НПО времени суток,
- дата начала осуществления регулярных перевозок.
Указанным реестром предусмотрена работа 63 автобусных маршрутов и 5 троллейбусных маршрутов.
Из 63 автобусных маршрутов 22 маршрута предназначены для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, включающие в себя 10 сезонных (дачных) маршрутов. 41 маршрут предназначен для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
К маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам отнесены маршруты под номерами 1, 5л, 8, 10л, 12, 14л, 18, 19з, 20, 48л, 57л, 121, 108, 113, 114, 118, 119, 130, 135, 137, 138, 139. На этих направлениях на протяжении многих лет предоставлялась скидка гражданам, имеющим право на льготный проезд, в размере 50% от полной оплаты проезда в соответствии с Законом Забайкальского края 30.04.2015 № 1165-ЗЗК «О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края».
Этап второй, пока ещё далёкий от завершения – 13.11.2015 года комитетом по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» объявлен конкурс на выполнение работ по обследованию пассажиропотоков на городских постоянных маршрутах и формированию предложений по оптимизации маршрутной сети в г. Чите с проведением научного обоснования. Рассмотрение и оценка заявок прошли 17 ноября 2015 года. По результатам конкурса победителем определено ООО «Читинское АТП». Комитетом по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» заключен муниципальный контракт.
Согласно техническому заданию подрядчик в течение 2016 года проводит данное обследование. Результаты обследования должны быть предоставлены к декабрю текущего года. На основании предоставленных данных исследования администрацией городского округа «Город Чита» будет пересмотрена действующая маршрутная сеть. Часть маршрутов будет сокращена, автобусные маршруты регулярных перевозок, имеющие наложение на троллейбусные маршруты будут максимально исключены с последних. До указанного периода вся маршрутная сеть городского округа остается действующей.
Этап третий и заключительный - после формирования маршрутной сети в 2017 году запланировано проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
На сегодняшний день комитетом по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» проводится работа по выдачи карт маршрута регулярных перевозок предпринимателям и юридическим лицам, с кем заключены договоры на осуществление пассажирских перевозок. В соответствие с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ органы местного самоуправления обязаны выдать карты маршрута до 08 апреля 2016 года. В соответствии со ст. 35 данного Закона работа без карт маршрута влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – тридцать тысяч рублей, на юридических лиц – трехсот тысяч рублей. Контроль над соблюдением данной нормы с 15 июля текущего года будет осуществлять Управление государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю.
За указанное административное правонарушение, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Алексей Романов – Портал ЖКХ Забайкальского края.
Комментарий Портала ЖКХ Забайкальского края.
Очевидно, что работа по строительству нормальной схемы перевозки пассажиров в городской администрации началась. О её стройности и должной функциональности говорить ещё время не пришло – многие положения будут дорабатываться, что-то будет меняться, но порядок в бизнесе маршрутчиков начал наводиться. Вполне возможно, что грядут нешуточные разбирательства властей с частными перевозчиками, с возможными недовольствами и среди горожан. Но, повторимся, работа с мёртвой точки сдвинулась. Кстати, Министерство территориального развития Забайкальского края, а именно оно является куратором этого процесса, просит помощи в этом деле и у горожан. Так, ещё 24 февраля этого года на сайте Минтера ЗК запущен интернет-проект «Народные маршруты» для улучшения работы общественного транспорта в столице региона. Это позволит забайкальцам, по задумке чиновников, серьёзно повлиять на качество перевозок по городу. Читинцы могут оставить свои предложения на сайте проекта, и, видимо, все они будут рассмотрены и в дальнейшем учтены. Электронный адрес проекта – http://wikiroutes.info/chita/idea. Ну, а Портал ЖКХ Забайкальского края по мере необходимости будет следить за реформой системы перевозки пассажиров в краевом центре.