Мы уже говорили о необходимости доверия при расчетах за энергетические ресурсы между их поставщиками и потребителями. Для решения данной проблемы предлагалось создание третьей стороны этих отношений – независимого оператора коммерческого учета («Коммунальный комплекс России», № 11, 2014). Однако хотелось бы остановиться на некоторых, по нашему мнению, немаловажных аспектах, являющихся не альтернативой оператору коммерческого учета, а дополнением к его деятельности.
29 мая 2014 г. был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который начал действовать с 1 января 2015 г. В ряде своих положений Договор является частью промышленной политики РФ. Договор ЕАЭС – наднациональный документ. Отметим некоторые его положения, касающиеся производителей приборов учета:
••сформирован Единый перечень продукции, для которой устанавливаются обязательные требования как в единых Технических регламентах (ТР),так и в соответствии с национальным законодательством до принятия единых ТР. Единый перечень состоит из 66 позиций, и приборы учета в него не входят;
••положениями договора предусмотрено, что установление в национальном законодательстве обязательных требований к продукции, которая не включена в Единый перечень, не допускается;
••в рамках договора сохранен принцип добровольности применения стандартов, не касающихся продукции, входящей в Единый перечень.
Поскольку приборы учета энергоресурсов не входят в Единый перечень, то очевидно, что наше государство в обозримом будущем не будет стандартизировать обязательные требования к ним. Как же обеспечить качественный учет, о котором так много говорилось на различных мероприятиях? Нам остаются возможности саморегулирования и добровольной сертификации.
Возникает вопрос – а не взаимозаменяемы ли эти два вида деятельности? Думаю, что нет. Саморегулируемой организацией устанавливаются стандарты для профессиональной деятельности своих членов и контроль за их исполнением. По большому счету это внутрисистемное установление профессионального соответствия. СРО несет ответственность
за деятельность каждого из своих членов, в том числе материальную в рамках компенсационного фонда. Эта организация – одна из форм профессионального сообщества предпринимателей, которая по закону имеет право на формирование и защиту, в том числе в судебном порядке, своих интересов на уровне государства, а также на участие в реализации государственной промышленной политики.
Система добровольной сертификации
Некоммерческое партнерство отечественных производителей приборов учета «Метрология энергосбережения» в рамах СРО (которая в настоящий момент проходит процедуру регистрации в Росреестре) сформировало полноценную нормативную базу по приборному учету, которая устанавливает:
••требования к техническим и метрологическим характеристикам приборов учета, к параметрам всех элементов узла учета;
••единую методологию выполнения работ на всех этапах – от проектирования узлов учета теплоносителей до оказания услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации;
••требования к системе контроля выполнения и результатам данных работ;
••требования к сертификации приборов учета, программного обеспечения, проектов, работ, услуг.
НП «Метрология энергосбережения» зарегистрировало в Росстандарте Систему добровольной сертификации в сфере приборного учета, требования которой устанавливаются вышеуказанной нормативной базой.
Суть добровольной сертификации – прежде всего независимое освидетельствование третьей стороной соответствия организации, ее продукции, оказываемых услуг требованиям, установленным данной системой. Отношения СРО и ее членов вряд ли можно назвать независимыми. Члены СРО обязаны подтверждать свое профессиональное соответствие, и это внутреннее дело организации. Сертификация в системе – добровольное желание производителя какой-либо продукции или услуг подтвердить свое профессиональное соответствие или качество своей продукции.
Во всех этих отношениях есть еще одна сторона, и, пожалуй, главная, – заказчик. Именно он может поставить во главу угла условие добровольной сертификации поставщика продукции или услуг (в то время как членство в СРО является обязательным для ряда видов деятельности).
В качестве примера следует отметить деятельность Правительства Санкт- Петербурга (в лице ряда комитетов: энергетики, строительства, ЖКХ). В настоящее время разрабатывается региональный нормативный документ (РМГ) Санкт- Петербурга, устанавливающий требования к приборному учету и позиционирующий добровольную сертификацию как конкурентное преимущество при проведении государственных закупок.
В заключение хочется подчеркнуть, что только комплексная реализация всех трех мероприятий (таких как оператор коммерческого учета, саморегулирование и добровольная сертификация) позволят обеспечить действительно качественный приборный учет энергоресурсов.
Герман Гришин, президент НП «Метрология энергосбережения», член Экспертной секции
«Учет и регулирование потребления энергоресурсов» Комитета по энергетике Государственной Думы РФ.
"Реформа ЖКХ в России"