Места много, а строить - негде…
29.09.2015 | 13:00


Часть первая.

22 декабря 2011 года городская Дума рекомендовала администрации городского округа «Город Чита» принять к исполнению Генеральный план развития Читы. На его разработку ушло около двух лет и пятнадцать миллионов рублей. Основным исполнителем, по итогам выигранного конкурса, стала московская фирма «Гипрогор», помогали ему в этом специалисты ООО «Творческие архитектурно-проектные мастерские «Читаархпроект». Первые выступили как авторы глобального, если можно так сказать, проекта, вторые – взяли на себя роль консультанта, детализирующего документ с привязкой его к конкретным площадям с учётом особенностей города и местного ландшафта. Срок реализации Генплана в целом был ограничен 2030-м годом, промежуточные итоги предполагалось подвести в 2015 году.

Необходимо сразу оговориться – не стоит рассматривать Генплан развития Читы, как документ, предназначенный исключительно для нужд строителей при возведении новых зданий и сооружений. Его главная цель – предусмотреть стратегическое развитие Читы, как крупного промышленного, научного и культурного центра Восточной Сибири до 2030-го года, с предполагаемым населением в 490 тысяч человек. При разработке анализировались транспортная инфраструктура, историко-культурное, ландшафтное, архитектурно-пространственное своеобразие города. Плюс к этому, с учётом демографической составляющей, прогнозировалась потребность населения лечебно-оздоровительных, образовательных, спортивных учреждениях, объектах коммерческого, делового и административного назначения. Сразу было заявлено – город будет застраиваться исключительно в рамках своих, уже чётко определённых границ, то есть вширь столица Забайкалья расти не будет. В итоге, документ получился весомый, вобравший в себя почти критическую массу требований социального, культурного промышленного и геополитического и экологического характера. Что и явилось для его реализации, если не бедой, то очень серьезным затруднением.

Любой город имеет определенные ограничения в планировке. Чита обладает тремя такими планировочными ограничителями, причем включающими в себя значительные территории, предполагаемые для массовой застройки. Более того, эти три проблемы можно определить, как ключевые, потому как именно они все вместе грозят городу не меньше, чем транспортным коллапсом. А в условиях его угрозы любое строительство значительно потеряет свою функциональную привлекательность. Пример – проблемы жителей посёлков Кадала, ГРЭС, Аэропорт, Агрогородок и ряда других Первой серьёзной и годами не решаемой проблемой в этом деле является военный аэродром «Черемушки». Этот объект находится в геометрическом центре города и негативно влияет на развитие его транспортной сети. Вторую, не менее масштабную проблему, ставит перед Читой Забайкальская железная дорога. Суть её в том, что в городской черте расположено большое количество прирельсовых объектов, занимающих значительные территории – по оценкам специалистов до 2/3 перспективной застроечной площади: на ней вдоль железнодорожного полотна расположены неэффективно использующиеся склады, погрузочно-разгрузочные терминалы, базы различного назначения и многое другое. Весь этот массив, по сути, разбивая город на две части, в последние три-пять лет крайне затруднил между ними транспортное сообщение, а два железнодорожных переезда на ул. Полины Осипенко и на проспекте Советов городу уже мало: об этом наглядно свидетельствуют автомобильные пробки. И третий барьер в развитии Читы ставит ТЭЦ-1: в хозяйстве энергетиков находятся неоправданно большие территории, занятые золоотвалами и очистными сооружениями, которые десятилетиями не рекультивируются и постоянно расширяются. Помимо того, что эти чисто технические сооружения постоянно захватывают всё новые и новые территории, они крайне негативно влияют и на экологию озера Кенон, на всю экологию этого района, серьезно снижая его привлекательность для жилой застройки, размещения объектов социально-бытового и культурного назначения.

Все эти особенности, в Генплане учтены и, разумеется, предложены пути устранения создаваемых ими сложностей. Относительно военного аэродрома «Черемушки» стоит сказать следующее. Даны рекомендации (кому конкретно – адресов в открытом доступе нет, но есть намёк на то, что это правительство края, Министерство территориального развития, командование Восточного военного округа, ряд других профильных федеральных и региональных структур) вынести этот объект за пределы городской черты. Это позволит отдать часть освободившейся территории под скоростную трассу общегородского значения с выходом на федеральную трассу М-55. Реализация такой транспортной схемы позволит соединить между собой ряд городских жилых образований, сделает их более доступными для центра города, улучшит качество жизни людей.Кстати, на новой карте Читы аэродром уже отсутствует.

Немалые хозяйственные преобразования, если верить Генплану, ждут и ЗабЖД. Согласно документу, предложено построить обводной железнодорожный путь в обход города со стороны п. Восточный. Когда-то, лет тридцать назад этот вариант уже рассматривался и были даже попытки его реализовать – начиналась отсыпка обводного полотна и возведение дамбы, но работы были по каким-то причинам прекращены и вот теперь о них вновь вспомнили. Разработчики Генплана в этой его части преследуют следущую цель. Помимо перенаправленности железнодорожного товарного грузопотока, снизится напряженность движения на вокзалах станций Чита-Iи Чита-2, на железнодорожных и автомобильных переездах. Кроме того, вдоль обводного полотна можно будет запустить ещё одну автомагистраль, что также позволит разгрузить внутригородские магистрали от грузового автотранспорта.

Вынуждены будут пересмотреть своё отношение к занимаемым территориям и к осуществлению хозяйственной деятельности и энергетики. Особое внимание Генплан требует уделить озеру Кенон, его экологии. Для этого необходимо будет продолжать выполнять положения уже принятых природоохранных программ федеральной и региональной разработки и принять дополнительные меры по восстановлению природного каркаса локальной приозёрной зоны, расположенной вокруг ТЭЦ-I. Для этого энергетиков вынуждают провести ряд природоохранных мероприятий. В частности, необходимо реконструировать станцию, внедрив оборотный повторный цикл воды, заменить изношенные турбины, расчистить русла ручьёв, питающих озеро Кенон в районах посёлков Застепь, Ивановка, восстановить подачу перекачки воды из реки Ингода для подпитки Кенона. Плюс к этому, необходимо будет исключить из предназначенной для застройки территории все площади золо- и шлакоотвалов, предварительно их рекультивировав, убрать из окрестностей станции общегородскую свалку.

Всё вышеперечисленное относится к категории самых масштабных, десятилетиями обсуждаемых проблем. Насколько их решение реально – вопрос другой. На сегодняшний день важно одно – прослеживается твёрдое намерение города все эти земли, или хотя бы часть из них, забрать на нужды читинцев. С оговоркой: «в обозримом будущем», то есть свои реальные силы и возможности городские власти худо-бедно себе представляют, а это значит, что всё-таки основные усилия по строительству будут прилагаться в поиске внутригородских, условно свободных территорий. И здесь есть кое-какие внутренние возможности.

Город намерен развиваться за счёт сноса ветхого и аварийного жилья, за счёт земель военведа, занятых сейчас множеством складов, объектами когда-то производственного назначения, оставленными территориями воинских частей и, так называемыми, спецтерриториями. По оценкам специалистов, осваивая все эти площади, под застройку можно пустить до 400 гектаров, занятых ветхим жильём, до 950 гектаров земель военведа.

Все эти подсчёты, помимо возможности возведения жилых домов, преследуют                                                                                                                                                                                               ещё одну цель: обеспечить горожан новыми детскими садами, школами, больницами, стадионами, бассейнами, кинотеатрами, домами культуры, рынками, торговыми центрами. Предметно говорит об этих объектах сегодня не приходится: с 2012 года не начато ни одного нового строительства, а о том, что введены в строй те-то и те-то детские сады, школы или больницы, городские власти рапортуют, что называется задним числом: все они были либо реконструированы, либо их строительство было начато 5-10 лет назад. И, тем не менее, коротко стоит сказать о том, на что горожане могут надеяться. Так, до 2030 года в краевом центре должно быть построено не менее 85 детских садов на 18 тысяч мест. Планируется построить 7 приютов для инвалидов, престарелых и одиноких людей, оставшихся без родственников и столько же домов-интернатов для детей-сирот. В разных районах города планируется возвести 30 школ. Что касается больниц и поликлиник, то здесь планируется довести общее количество коек в стационарах до 1800 и до 1000 посещений в смену амбулаторно. О начале какого-либо строительства ничего конкретно не говорится. Новых кинотеатров и ДК так же построено не будет, под реконструкцию попадут уже существующие здания культурно-досугового направления. Да и в целом, эту сферу отдают на откуп бизнесу, а землю под строительство будут выделять по мере освобождения территорий от сноса ветхого и аварийного жилого фонда. Что касается развития сети спортивных сооружений, то сегодня главным ориентиром служит Ледовый дворец на КСК. Это – как пробный шар – властям надо оценить его востребованность, запросы людей, режим работы, ряд организационных и финансовых моментов. После оценки всего этого комплекса, аналогичный объект планируется возвести в Центральном районе. Но здесь, как и в остальных районах города, сдерживающим фактором является отсутствие удобных территорий, поэтому в отношении спортивных сооружений Генплан очень осторожен: конкретных цифр и адресов нет, есть только общероссийские рекомендованные нормативы. Такова, в общих чертах, на сегодняшний день перспектива застройки города социально-значимыми объектами.Больших достижений пока нет, но зато есть информация для размышлений и для внимания общественных организаций: контроль над реализацией этого документа у людей ослабевать не должен. Образно говоря, на месте строительства запланированного бассейна не должна появиться платная автостоянка. Иначе город не избавиться от «точечных застроек», засилья торговых центров, неудобных и опасных дорог и транспортных развязок, дефицита детских садов и поликлиник. Город не повысит качество жизни своих горожан…

Алексей Романов – Портал ЖКХ Забайкальского края.

Комментарий Портала ЖКХ Забайкальского края.

Повторимся, Генеральный план развития Читы – документ чрезвычайно объемный и имеет скорее социально-экономическое и рекомендательное значение, а не является руководством и регламентом для строителей. В его положениях заложен целый ряд данных и широчайший анализ демографической, производственной, экономической ситуации. Более того, его положения могут быть скорректированы с учётом целесообразности той или иной стройки. Генплан – не догма, конкретики в нём нет и не может быть – более, чем вероятно, что каждое его положение, каждый раздел ещё потребуют более детальной проработки применительно к каждому отдельному объекту строительства. Разумеется, у него есть слабые стороны и масса недочётов, но главное направление разработчиками выдержано: основную работу по внедрению Генплана необходимо направить на первых порах на разработку эффективной транспортной инфраструктуры города и на ревизию пригодных для строительства земель. Без этого ситуация видится так – свободная земля как бы есть, но по существу её нет…